Краны шаровые
Кран шаровой – это разновидность трубопроводного крана, регулирующий или запирающий элемент имеющий сферическую форму. У шарового крана два рабочих положения «Открыто» и «Закрыто», регулирование протока воды производителем запрещено из-за особенности конструкции крана, где есть пустая полость между корпусом и шаром.
Шаровой кран это один из современных и прогрессивных типов запорной арматуры, находящий всё большее применение для различных условий работы в трубопроводах, транспортирующих природный газ и нефть, системах городского газоснабжения, водоснабжения, отопления и других областях.
Подвижным элементом (затвором) таких кранов служит пробка сферической формы — шар, по оси которой выполнено сквозное круглое отверстие для прохода среды. В проходных кранах для полного закрытия или открытия прохода достаточно повернуть шар на 90°.
По типу шаровые краны делятся на полнопроходные и редуцированные (стандартнопроходные).
Полнопроходной шаровой кран - диаметр отверстия в шаре которого соответствует внутреннему диаметру трубопровода, на который устанавливается кран. Гидравлические потери при проходе рабочей среды через полностью открытый кран весьма малы, практически такие же, как при проходе среды через трубу, равную по длине корпусу крана, что значительно меньше, чем в других типах запорной арматуры. Это ценное качество сделало краны данного типа основным запорным устройством на линейной части магистральных трубопроводов.
Редуцированные или стандартнопроходные шаровые краны — диаметр отверстия в шаре, которого на один типоразмер меньше диаметра трубопровода. Данный тип шаровых кранов применяется на трубопроводах, в которых не критична частичная потеря напора.
Кроме вышесказанного, шаровые краны имеют ряд других достоинств, среди которых:
- высокая и надёжная герметичность;
- применимость для вязких и загрязнённых сред.
- простая форма проточной части и отсутствие в ней застойных зон;
- малое время, затрачиваемое на поворот;
- удобное управление;
- простота конструкции;
- небольшие габариты;
Как недостаток, можно отметить необходимость наличия «нулевой» точки для поворота у кранов с консольной ручкой. Данный недостаток можно нивелировать краном с ручкой-барашком (также в просторечии называется «бантом» или «бабочкой»).
Сёдла в корпусе выполняются в виде колец из различных видов пластмасс (в основном фторопласта), что обеспечивает надёжную герметичность, лёгкость и плавность поворота шаровой пробки, но ограничивают применения таких кранов для сред с температурой не более 200 °C.
Управляются шаровые краны вручную (на малых диаметрах) и с использованием механизированного привода — электрического, пневмо- и гидравлического, причём для кранов на газопроводах имеется возможность использовать в качестве управляющей среды пневмопривода рабочую среду, транспортируемую по трубопроводу. В быту шаровой кран может называться полуоборотным.
По типу присоединения шаровые краны могут быть: под приварку, муфтовые и фланцевые.
Фланцевые шаровые краны применяются на трубопроводах, которые предусматривают частичную разборку-сборку, а также помещениях, в которых запрещена сварка.
Краны с типом соединения под приварку используют на особо ответственных или труднодоступных участках трубопроводов, за счет полной герметичности перекрытия и прочности соединения.
Краны с муфтовым соединением имеют внутреннюю коническую или цилиндрическую резьбу. В основном применяются в коммунальном хозяйстве.
Все изделия проходят необходимые испытания и имеют соответствующие сертификаты и документы.